Дольский Александр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дольский Александр Александрович

р. 1938 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Александрович Дольский

Дольский Александр Александрович [7.6.1938, Свердловск] — поэт, музыкант, заслуженный артист РСФСР.

Родился в артистической семье. Отец — оперный певец, заслуженный артист РСФСР. Мать — балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища им. А.Н.Вагановой.

У Дольского рано проявился музыкальный и литературный дар. «Первые ритмические строки с краесогласием,— вспоминает поэт,— я начал писать лет с девяти. Представление мое о поэзии началось с рифмованных текстов либретто», которые «в полном комплексе с музыкой знал практически наизусть». (Соч.: Стихотворения. С.5). В раннем возрасте (под руководством литературного наставника профессора Н.В.Клементьева) познакомился с соч. Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, М.Кузмина, Н.Гумилева, Я.Голосовкера. Писание стихов началось с подражания классикам. Первым был С.Есенин. «А затем и Бодлер, и Уитмен, / Жак Превер и Верлен, и Рембо / Поделились Верой и Ритмом. / Им подыгрывал / Клюев рябой». («Учителя», 1976), Пушкина полюбил в 25 лет. Раньше этому мешало «молодое преувеличение трюка в стихе». Отмежевываясь от «стадионной» поэзии, из поэтов-современников на первое место Дольский ставил А.Тарковского, Б.Пастернака и М.Цветаеву, сочетающую «виртуозную вербальную технику с грустью и отчаянием неразделенной любви к жизни, к человеку, человечеству». (Соч.: Стихотворения. С. 7).

С 10 лет Дольский пел в театральном хоре, тогда же стал учиться играть на гитаре, которая стала спутником его жизни. После окончания школы Дольский работал слесарем на заводе «Уралэлектроаппарат» (1956-57), по вечерам пел в джазе. Был солистом нижнетагильского джаз-оркестра. Учился на строительном факультете Уральского политехнического института (1958-63). Одновременно занимался на вечернем отделении Свердловского музыкального училища им. П.И.Чайковского по классу гитары. С 1-го курса института играл в студенческом ансамбле на контрабасе, саксофоне, конферировал, писал тексты к модным танцевальным мелодиям.

В 1961 принял участие в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, после чего был приглашен в Свердловскую филармонию как солист-инструменталист (гитара).

Печататься Дольский начал в институтской газете «За индустриальные кадры». Первая публикация — стихотворение «Пианист» (нояб. 1958). Первую песню «Мне звезда упала на ладошку» написал в 18 лет.

После окончания института Дольский работал инженером-конструктором в тресте «Уралсталь-конструкция» (1963-66), учился в аспирантуре Уральского политехнического института (1966-69), там же преподавал математические основы экономики и организации строительного производства, занимался научными исследованиями.

С 1966 начинается активная концертная деятельность Дольского. Его песни звучат на радио и телевидении.

В 1968 он принимал участие в I Всесоюзном фестивале авторской песни (Новосибирск), стал победителем фестиваля самодеятельной песни памяти Валерия Грушина (1970).

В начале 1970-х имя Дольского как барда получает всесоюзную известность, однако стихи его многочисленных песен, в которых публика находила источник жиз-неутверждения, и стихи, не положенные им на музыку, не проходили в печать. Цензура усматривала в них «красивости», «нарочитый эстетизм», отсутствие «советскости». По признанию Дольского, он в ту пору и позднее «выражал свое неприятие тех ценностей, что навязывались тогда обществу», когда «воспевание частной жизни в противовес общественной, призыв жить не так, как все, явно считалось крамольным» (Бурков К.— С.8-9). За Дольским закрепилась репутация камерного эстета, стоящего в оппозиции власти. Им интересовалось КГБ, не одобрявшее дружбы с А.Галичем и песен типа посвящения Высоцкому, где есть такие строчки: «осужденный на жизнь гладиатор, обреченный на вечность поэт» («Осужденный на жизнь», 1976). Официальная критика усматривала в песнях Дольского отсутствие страстности: «Его песни, стихи — талантливы, но талант без страстности — это мало для настоящего художника» (Садчиков М. Из русской песни карнавала, пожалуй, не выйдет... // Комсомолец. Челябинск. 1978. 4 нояб.). Жизнь сформировала в Дольском особое мироотношение: «Так много злости и отравы / Я через сердце пропустил, / Что быть жестоким и неправым / Нет ни желания, ни сил. / Как хороши людские лица, / Когда в них свет и вера есть. / И я попробовал молиться — / Молитва обратилась в песнь».

В 1975 Дольский переехал в Ленинград, работал старшим научным сотрудником в Ленинградском НИИ-градостроительства.

В 1979 он, по совету А.И.Райкина, принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стал лауреатом, А.И.Райкин пригласил Дольского работать в Ленинградском театре миниатюр. Там он исполнял лирико-философские песни, выступал как актер.

В 1960 у Дольского выходит первая грампластинка-гигант «Звезда на ладони». В аннотации к диску Райкин писал, что стихи Дольского «могут жить самостоятельной жизнью: они прекрасны сами по себе. Одинаково хороши удивительно человечные, задушевные, богатые метафорами лирические стихи <...> и цикл его сатирических стихов, и шуточные, такие, как подражания Бернсу, и стихи, посвященные людям искусства: «Балерина», «Скрипач», «Художник», «Малютка Дейзи» и др. Все они сердечны и проникновенны, исполнены изящества и жизни». Проработав в театре миниатюр около 2 лет, Дольский ушел из него, полностью посвятив себя концертной деятельности. Он совершает творческие турне по России, Германии, США, Израилю, Австрии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании, Польше. Пластинки с песнями Дольского выходят миллионными тиражами (вышло 10 альбомов).

Первые публикации стихотворений Дольского в газетах и журналах появились в 1984, а первый сборник поэта «Пока живешь...» вышел в 1989 (Б-ка «Огонек») и был тепло встречен критикой. С.Б.Бураго в рецензии «Поэзия и позиция» писал: «В поэзии Дольского есть любовь и гармония, нравственная ответственность за близких и дальних, за все происходящее в мире». Открывавшее сб. стих. «Пока живешь...» (1965), давшее название книге, воспринимается как программное: «Так хочется, пока живешь на свете, / наслушаться прибоя и скворцов, / настроить фантастических дворцов / и не бояться быть за них в ответе, / на громкие слова слывя скупцом, / не замечать обиды и наветы, / а если и придется быть купцом, / иметь в кармане ветры да планеты, / быть добрым сыном, правильным отцом, / усвоить суть свободы и запрета, / быть искренним, как в час перед концом, / и не жалеть о том, что не был где-то...»

Вслед за первым сборником Дольского выпустил ряд поэтических книг. И среди них — «Четыре ангела» (1991), «Синий автопортрет» (1991), «Благословение» (1993), «Свет небес», «Песни Одиссея», «Летейское вино» (все — 1998). Гонорар от книги «Четыре ангела» был направлен детям Чернобыля.

В последние годы Дольский издал 2 сборника сонетов и венков сонетов, заявив о себе как о мастере этой трудной поэтической формы. Реформатор жанра, он удивил читателя обратным порядком строк магистрала в некоторых венках сонетов, сократив венок до 14 сонетов, не нарушая при этом округлости формы. А.Володин писал: «Сегодня немного, совсемнемного поэтов, которые так широко осветили бы нашу жизнь со всеми ее уродствами,но выстраданным светом, вот это совершаетАлександр Дольский. В стихах его боль и восторг существования на белом свете, под этимнебом. Стихи Александра Дольского поднимаются к песням, к музыке Жизни, где слышится виолончель». (Володин Александр. Предисл. // Дольский А. Сонеты. Венки сонетов. СПб., 2001. С.2).

Поэзия Дольский романтична, не всегда проста и доступна для восприятия. Элегичность придает его стихам задушевность, нежность, любимые тона поэта — акварельные, точнее — пастельные определяют его творческое лицо. Он исповедует изменчивость, «непостоянство видимого мира». В стихотворении «Время нереально» поэт предлагает перешагнуть через закон природы, забыть, «что время есть на свете». Обаяние поэзии Дольского не только в мысли, но и в построении сюжета, в богатстве интонаций, своеобычности метафор и эпитетов. Исконно-фольклорные интонации слышатся в «Аленушке». В «Пианисте» (1958) Дольский обнаженным сердцем воспринимает муки творчества музыканта, мастерски воспроизводя это состояние.

А.Л.Глотов в статье «Антиномии Александра Дольского» писал: «Поэтический мир Александра Дольского не что иное, как стремление свести в одну упряжку разбегающиеся галактики реального мира, земной жизни и сотворенного мира поэтической фантазии». Скорбно и взволнованно звучат строки из песни, посвященной В.М.Шукшину: «И теплые, теплые звезды /летят по холодным мирам, / и поздно, такжалко, что поздно, / они открываются нам».(«Теплые звезды», 1961). В этом ряду —«Исполнение желаний» (1962), проникнутое человечностью, любовью и состраданием к людям: «Я хочу... чтобы дружба не была обузой, / чтобы верность в тягость не была, / чтобы старость не тяжелым грузом — / мудростью бы на сердце легла, / чтобы у костра, пропахнув дымом, / эту песню тихо напевать, / а еще хочу я быть любимым / и хочу, чтоб не болела мать».

Дольский не замыкается в рамках чистой лирики. Народным юмором пронизаны его стилизации под английские народные песни («Поездка на ярмарку», «Женская логика» и др.). Им созданы сугубо публицистические и сатирические стихи: «Жестокая молодежь», «Прощай, XX век», «Москва золотоглавая» и др. В стихах польского цикла — доброе, чистое прикосновение к иной культуре, истории, бережность и нежность.

Одна из главных нравственных опор в поэтическом мире Дольского — дети. Своим сыновьям он посвятил много стихотворений — «Три сына», «Два мальчика», «Младший сын», «Вопросы на кладбище», «И сын мой скажет» и др. Эти стихи обнаруживают детскость восприятия мира. В них предельная искренность интонации.

Дольский создал цикл стихов и песен о любви. Они свежи и непосредственны по чувству, изобретательны по сюжету, то лучезарны, то трагичны. В них сжатость развития одной темы. Так, стержнем известной песни «Одиночество», одной из самых ярких в цикле, является противопоставление двух взаимоисключающих устремлений: страсти к любимой женщине и страсть к одиночеству: «Не видеть добрых глаз твоих / нет для меня страшнее казни, / мои печали — на двоих, / но одиночество прекрасней. / Твоих речей виолончель / во мне всегда звучит, не гаснет. / С тобою быть — вот жизни цель! / Но одиночество — прекрасней!»

Драмой вечной необходимости расставаться с любимыми людьми вызван рефрен в песне «Прощальная». В ней звучит мотив ущербности взаимоотношений с близкими: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям». В любовной лирике Дольского нет всепоглощающей роковой страсти, а есть высота человеческих отношений.

Особое место в поэзии Дольского занимает военная тема («Господа офицеры», «Баллада о без вести пропавшем», «Оркестр в концлагере» и др.). Талант перевоплощения позволяет поэту ретроспективно воссоздать трагизм военных будней.

Дольский — сугубо петербургский поэт, постигающий в своих стихах душу великого города, его прошлое и настоящее. Общеизвестны такие стихи, как «Старики», «Акварели», «На Расстанной», «Удивительный вальс», «Эрмитаж»...

Критика называет Дольского традиционалистом за укорененность его поэзии в мировой культуре. Его стихи насыщены множеством исторических, библейских и лит. ассоциаций. «Дольский традиционен,— писал С.Б.Бураго,— он хранит верность не только духу античного мелоса, поэзии трубадуров или великих романтиков прошлого и нынешнего веков, он хранит чувство "тайной свободы" поэта и его человеческого достоинства». И потому он стоит особняком в литературе и музыке: «И если есть в поэзии цена, / она имеет вид такой свободы, / которая сравнится лишь одна/с неторопливой мудростью Природы». Поэзия Дольского интеллектуальна в своей основе, тем не менее он никогда не уходит в формалистические поиски. «В ней всегда присутствует свет Божьего замысла о человеке» (Березина Е. Пой, поэт, пой... // Горизонт. Мельбурн. 1995. 25 июня).

Дольский-поэт менялся во времени. От прозрачной лирики, шутки, легкой иронии, песенной «акварели» он постепенно пришел к философской лирике. Это подтвердил последний сборник «Соч.: Стихотворения» (2001). Лирика Дольского обрела новые качества — сдержанность, мудрость. Многие стихи демонстрируют попытку поэта разобраться в отношениях с собой и миром, раскрыть потаенные стороны жизни души, понять истоки высокого и низкого в человеке. Поэт пробует свои силы в прозе. Им выпущена книга: «Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV» (1994), написанная верлибром и ритмической прозой, представляющая собой нелицеприятную сатиру на темы русской и советской истории.

Дольский — один из учредителей Царскосельской литературной премии альманах «Петрополь», лауреат Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы (2002), премии им. А.Володина (2005). Награжден пушкинской медалью «За сохранение традиций в литературе».

В.Н.Запевалов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 638-641.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пока живешь... М., 1989;

Синий автопортрет. Л., 1991;

Четыре ангела. Харьков, 1991;

Благословение. СПб., 1993;

Я пришел дать вам выпить... СПб., 1994;

Свет небес. СПб., 1998;

Песни Одиссея. СПб., 1998;

Летейское вино. СПб., 1999;

Сонеты. СПб., 1999;

Сонеты. Венки сонетов. СПб., 2001;

Соч.: стихотворения. М., 2001.

Литература:

Марьяновский В. Песни, как теплые звезды // Огонек. 1980. №43. С.30;

Левыкина М. И вновь летать сквозь силы притяжения // Ленинец. Липецк. 1981. 10 дек.;

Юлина Е. ...Я ходил по дорогам России: [предисл. к публ. стих.] // Аврора. 1988. №2. С.140-141;

Бурков К. Александр Дольский. Человек, поэт, композитор // Собеседник. Челябинск. 1996. №12. 25-31 марта. С.8-9;

Березина Е. Пой, поэт, пой... // Горизонт. Мельбурн. 1995. 25 июня;

Львова В. Все что снизошло мне с небосвода, тратил я на музыку и на свободу // Невский обозреватель. 1998. №8. Июль. С.4;

Казакова Р. И верить в добрые приметы // Неделя. 1998. №16;

Гитова О. К нам едет Александр Дольский // Вчера. Сегодня. Завтра. 1999. 19 марта;

Clavzberg L Alexander Dolskij — Ein Spigel der russischen Geschichte // Kakadu. 2000. Dez. S.52;

Дольский Александр Александрович // Кто есть кто в современном мире. Вып.4. М., 2002.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС